Анализ цепочки создания стоимости: пять вопросов и ответов

Бизнес — это сложный механизм, элементы которого объединяет общая цель: довести до потребителя товар или услугу, имеющую для него ценность. При выходе на международный рынок стоит изучить свои бизнес-процессы и найти способы сделать их максимально эффективными. В этом поможет анализ цепочки создания стоимости.

Что такое цепочка создания стоимости?

Цепочка создания стоимости, или Value Chain, — это совокупность действий, которые компания предпринимает для того, чтобы выпустить на рынок свои товары и услуги. Но почему именно «цепочка»? Дело в том, что любой бизнес можно представить в виде цепи последовательных процессов.

Разберем в качестве примера производство телекоммуникационного оборудования. Вот как выглядит этот бизнес в виде цепочки:

Разработка идеи продукта
Патент на идею
Производство аппарата
Разработка софта
Интеграция аппарата с внешним программным обеспечением
Продвижение на рынке и т.д.

Каждый из этих процессов, в свою очередь, можно поделить на более мелкие составные части. Например в производство входят:

Заказ комплектующих у поставщиков
Оформление таможенных документов
Настройка сборочной линии
Проверка качества
Упаковка

Когда все эти процессы систематизированы и схематически представлены в виде единой цепи, становятся видны конкурентные преимущества продукта и возможности для улучшения бизнес-процессов. Анализ цепочки создания стоимости дает представление о том, как устроен бизнес.

Почему важно проводить анализ стоимостной цепочки?

У любого бизнеса есть возможность оптимизировать существующие процессы или выстроить новые. Анализ стоимостной цепочки поможет

  • Сформировать бизнес-стратегию
  • Найти возможности для оптимизации бизнес-процессов или выстроить новые
  • Увидеть конкурентные преимущества продукта
  • Сократить затраты

Все это становится особенно важным, когда компания выходит на международный рынок. Анализ цепочки создания стоимости поможет сформировать успешную бизнес-стратегию для этого шага.

Как проводят анализ цепочки создания стоимости?

Теорию цепочки создания стоимости впервые описал в 1980-е годы профессор Гарварда Майкл Портер в книге «Конкурентное преимущество». Согласно теории Портера, всю деятельность компании можно разделить на основные и вспомогательные процессы.

В каждом из этих видов деятельности выделяются цепочки создания стоимости — то, как должны строиться процессы. На основании этих цепочек выявляются ключевые драйверы бизнеса — сильные стороны компании, которые могут принести наибольшую прибыль.

Цель такого анализа — понять, как увеличить конкурентное преимущество продукта и компании в целом.

Анализ цепочки создания стоимости можно провести как самостоятельно, так и с помощью профессионального специалиста по консалтингу. В Швейцарии таким анализом занимаются многие консалтинговые компании. Среди них есть и небольшие фирмы, и широко известные международные игроки.

Я хорошо представляю, как работает мой бизнес. Что нового может дать мне этот анализ?

Анализ стоимостной цепочки помогает планировать и формировать стратегию развития компании. Вы поймете, как нужно изменить бизнес сегодня, чтобы выиграть от этого завтра.

Анализ цепочки создания стоимости особенно важен в разрезе цифровой трансформации бизнеса. Сегодня меняются сами принципы того, как создается и продается продукт или услуга. Посмотрите на изменения логистических цепочек: если десятки лет назад вы отслеживали потоки товаров, то сейчас вы отслеживаете потоки информации, Big Data. Продажи и маркетинг тоже кардинально меняются: на первый план выходит не массовый продукт, а персонифицированный, созданный индивидуально под потребности каждого клиента. Очень часто, чтобы оставаться конкурентоспособным, приходится серьезно менять свою бизнес-модель. Вот почему полезно взглянуть на свою компанию стратегически — особенно на международный бизнес — и оценить, насколько устойчива ее позиция, насколько выигрышно географическое расположение, насколько отлажены взаимосвязи между всеми подразделениями
Лив Миндер
Директор Investment Promotion в Switzerland Global Enterprise.

Как Швейцария может помочь повысить эффективность моего бизнеса?

С одной стороны, в Швейцарии есть высококлассные эксперты для проведения анализа цепочки создания стоимости, — говорит Лив Миндер. — Здесь вы найдете компетентных специалистов, которые помогут вам переосмыслить вашу бизнес-модель так, что она будет соответствовать глобальным технологическим требованиям. С другой стороны, в стране имеются различные структуры и институты, созданные для оптимизации вашей стоимостной цепочки и повышения прибыльности бизнеса. Например, на ее территории сформированы кластеры для бизнеса, работающего в медицине, финтехе, ИТ, точном машиностроении и других индустриях
Лив Миндер
Директор Investment Promotion в Switzerland Global Enterprise.

Швейцария — привлекательное место для ведения бизнеса в самых разных сферах. Здесь можно построить или усовершенствовать все бизнес-процессы от внутренней и внешней логистики до управления персоналом.

  • Гарантии от швейцарских банков дают возможность минимизировать риски в операционной деятельности.
  • Развитый транспортно-логистический комплекс Швейцарии позволяет оптимизировать цепочки входящей и исходящей логистики.
  • Благодаря политической стабильности и прозрачному законодательству вести бизнес в Швейцарии удобно.

Выход на мировой рынок — серьезный шаг для любого бизнеса. Швейцария может стать первой страной на пути к этой цели. Правильно использовав преимущества Швейцарии, вы можете оптимизировать производство и сделать свой бизнес более гибким, маневренным и технологичным. Некоторые компании переносят в Швейцарию центры НИОКР или промышленного дизайна, другие — налаживают работу офиса продаж по всему миру.

В рамках этого проекта со Швейцарским центром содействия бизнесу в России мы рассказываем о том, как именно можно использовать преимущества Швейцарии в выстраивании бизнес-процессов:

Узнать о разных аспектах ведения бизнеса в Швейцарии можно из «Справочника инвестора» или у представителей Швейцарского центра содействия бизнесу при Посольстве Швейцарии в Москве. Если у вас есть бизнес-проект, который вы хотите развивать за рубежом, обратитесь к специалистам Швейцарского центра содействия бизнесу за бесплатной консультацией.