Что потребуется, чтобы открыть бизнес в Швейцарии

Швейцария — одна из тех стран мира, где удобнее всего вести бизнес. С каждым годом она привлекает все большее число международных компаний. Вместе со Швейцарским центром содействия бизнесу в России (Swiss Business Hub Russia) рассказываем, что потребуется для запуска бизнеса в Конфедерации и сколько времени это займет.
Как открыть компанию

1 этап. Подготовка. От нескольких недель до нескольких месяцев

Шаг 1. Изучить рынок и оценить свою компанию

Прежде всего стоит изучить рынок и понять, какие преимущества компании даст присутствие в Швейцарии. В этом может помочь такой инструмент, как анализ цепочки создания стоимости (value chain). Он позволит выявить ключевые драйверы бизнеса, переосмыслить и оптимизировать бизнес-модель, что особенно важно при выходе на глобальный уровень. Анализ цепочки создания стоимости даст возможность понять, в каких аспектах ваш бизнес сможет выиграть от присутствия в Швейцарии и какие преимущества от этого получит. На основе полученных сведений в будущем следует составить бизнес-план и стратегию выхода на рынок.

С вопросами по запуску бизнеса в Швейцарии бесплатно помогут разобраться представители Швейцарского центра содействия бизнесу в России при посольстве Швейцарии. Это региональное подразделение международной организации Switzerland Global Enterprise, которая работает в 22 странах и консультирует предпринимателей по вопросам открытия и ведения бизнеса в конфедерации.

Сотрудники Swiss Business Hub Russia:

  • Расскажут о налогах, юридических и финансовых аспектах открытия компании в Швейцарии
  • Оценят проект и посоветуют, как правильно его презентовать
  • Направят описание проекта в кантоны и свяжут вас с их представителями
  • Помогут получить бизнес-визу и скоординируют поездку в Швейцарию для презентации проекта

Шаг 2. Определиться с местом запуска бизнеса

Швейцария — это конфедерация, которая состоит из кантонов. Кантоны независимы друг от друга: у них свои органы власти, налоговые ставки и ассоциации по поддержке предпринимателей. Каждый кантон самостоятельно определяет свою бизнес-стратегию и решает, какие компании он хочет видеть на своей территории. Кантоны конкурируют между собой в привлечении новых компаний и предлагают им разные условия, наиболее выгодные для компаний их определенной отрасли.

  • кантонов в Швейцарии
  • федеральная налоговая ставка для большинства компаний
  • кантональный налог

Одним из главных принципов швейцарской экономики является кластерный подход. Компании, работающие в смежной области и в территориальной близости друг от друга, объединяются в отраслевые кластеры и вместе выстраивают инфраструктуру. Присутствие в кластере помогает бизнесу развиваться быстрее за счет нетворкинга, обмена опытом и оптимизации затрат.

Более 20 кластеров сформировано в Швейцарии.

Крупнейшие кластеры: IT, биотехнологический, финансовый, промышленный, финтех, МЭМ (машиностроение, электрооборудование и металлургия), ритейл.

В каждом кластере свои технопарки, бизнес-инкубаторы и университеты, с которыми можно сотрудничать. Компании, которые соответствуют профилю кантона, могут заручиться кантональной поддержкой и получить консультации и другую помощь (например, возможность субсидирования). Поэтому выбор кантона — один из первых шагов предпринимателя, который хочет запустить бизнес в Швейцарии. Сотрудники Swiss Business Hub помогают в этом вопросе.

Шаг 3. Получить бизнес-визу

Для встреч с кантонами и краткосрочных поездок в Швейцарию понадобится бизнес-виза. Она многоразовая и позволяет находиться в стране до шести месяцев, Швейцарский центр содействия бизнесу помогает ее получить.

Чтобы запустить бизнес, быть резидентом Швейцарии необязательно. Обычно предприниматели-нерезиденты назначают номинальным директором компании человека, у которого есть право жить и работать в стране. Это может быть гражданин Швейцарии или Евросоюза. Даже если вы планируете проводить в Швейцарии большую часть времени, чтобы контролировать работу компании, можно начать с бизнес-визы, а уже потом получить долгосрочное разрешение на работу (его охотнее дадут владельцу успешно существующего бизнеса) и стать резидентом страны.

Шаг 4. Презентовать проект кантонам

Следующий шаг — встретиться с представителями кантонов и представить им проект. Местные чиновники оценивают сам проект и дальнейший потенциал компании: какие у нее шансы масштабироваться, конкурентна ли новая компания, будут ли созданы рабочие места для местных жителей, востребован ли этот тип бизнеса в кантоне, планируется ли сотрудничество с местными компаниями или исследовательскими институтами. В свою очередь компания может согласовать с кантональной администрацией условия переезда и все детали: регистрацию компании, открытие счета и другие административные вопросы.

Общение с представителями кантона можно вести на английском — это основный язык коммуникации по бизнес-вопросам.

4 государственных языка в Швейцарии:

  • Немецкий
  • Французский
  • Итальянский
  • Ретороманский

2 этап. Регистрация компании: 4–6 недель

Шаг 1. Выбрать форму собственности

Иностранные инвесторы в Швейцарии чаще всего выбирают общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества или филиалы.

ООО
В Швейцарии: GmbH
АО
В Швейцарии: AG
Филиалы
ООО
В Швейцарии: GmbH
  • 20 000 CHF уставной капитал
  • От 1800 CHF расходы на консультации и основание
  • Один из акционеров должен быть резидентом Швейцарии
  • Компания является швейцарской
  • Подходит для малых предприятий
  • Управляется генеральным директором и акционерами
  • Данные каждого учредителя (в том числе новых) открыты
  • Проходит аудит в зависимости от размера
  • Исключительная имущественная ответственность
АО
В Швейцарии: AG
  • 100 000 CHF уставной капитал
  • От 1900 CHF расходы на консультации и основание
  • Один из акционеров должен быть резидентом Швейцарии
  • Компания является швейцарской
  • Подходит для всех типов предприятий
  • Управляется советом директоров
  • Учредители анонимны
  • Проходит аудит в зависимости от размера
  • Минимальные требования к годовой отчетности
  • Исключительная имущественная ответственность
Филиалы
  • Требуется только часть капитала от головной компании
  • От 1000 CHF расходы на консультации и основание
  • Для учреждения требуется представитель, проживающий в Швейцарии
  • Благодаря соглашениям об отсутствии двойного налогообложения с прибыли, полученной в Швейцарии, не надо платить налог в своем государстве
  • Проходит аудит в зависимости от размера
  • Компания не является швейцарской

Шаг 2. Выбрать название и подготовить документы

Осталось зарегистрировать название и подготовить документы (учредительный документ, устав, заявку и другие). Если в качестве формы собственности выбрано ООО или АО, это должно быть указано в названии. Лучше заранее проверить его уникальность (на специальном сайте www.regix.ch или в индексе предприятий www.zefix.ch) и зарегистрировать домен на www.switch.ch.

Шаг 3. Внести капитал в банк

Теперь можно идти в швейцарский банк для внесения уставного капитала. Для регистрации компании достаточно положить на счет половину уставного капитала.

От 150 до 400 франков составит комиссия при открытии счета и внесении уставного капитала.

С выбором банка могут помочь представители кантона или местных ассоциаций по поддержке предпринимателей. Швейцарские банки проводят всестороннюю проверку прозрачности бизнеса и происхождения средств, поэтому приготовьтесь к процедуре due diligence.

Шаг 4. Зарегистрировать компанию

После открытия счета в банке нужно собрать все документы, заверить их у нотариуса и зарегистрировать компанию в государственном и торговом реестрах (заявку можно отправить по почте или онлайн). Следующий шаг — публикация в официальном бюллетене кантона. И наконец, регистрация фирмы в качестве налогоплательщика. Часть процедур, например регистрацию в налоговой, можно сделать онлайн на специальном сайте: https://www.easygov.swiss/easygov/#/en.

2–4 недели занимает регистрация компании (с подачи документов).

С момента учреждения фирмы предприниматель становится полноценным участником бизнес-экосистемы Швейцарии — одной из самых развитых в европейском регионе.

Швейцария занимает:

3 этап. Наем сотрудников и первые шаги 4–6 недель

На швейцарском рынке труда много высококвалифицированных сотрудников: они получили образование, признанное одним из лучших в мире, и говорят на нескольких языках, включая английский. Кроме того, у компаний есть доступ к кадрам со всей Европы: согласно действующему законодательству, все граждане Евросоюза, а также Норвегии, Лихтенштейна и Исландии, могут свободно перемещаться и работать в Швейцарии.

При найме сотрудников из стран, не входящих в Евросоюз, следует учитывать, что необходимость их присутствия в Швейцарии придется доказать. Приоритет отдается местным жителям: власти даже готовы субсидировать иностранным компаниям часть расходов на персонал и помочь с его поиском.

Долгосрочные визы с правом на работу выдают с разрешения кантональных властей. Этот процесс может занять от трех недель до нескольких месяцев, но обычно кантоны положительно относятся к предпринимателям и высококвалифицированным специалистам.

  • 1-е место по привлекательности для высококвалифицированных сотрудников заняла Швейцария в 2018 году по версии IMD
  • 2-е место по способности сотрудников учиться и адаптироваться заняла Швейцария в 2018 году по версии WEF
  • 2-я лучшая система образования в мире в Швейцарии в 2018 году по версии The Universitas 21

Куда обратиться в начале работы?

  • В профильные ассоциации: они помогут с поиском партнеров среди университетов, исследовательских центров и других предпринимателей.
  • В отраслевые фонды: они инвестируют в компанию или дадут грант, если нужна финансовая поддержка.
  • В кантональные организации по поддержке предпринимателей: они помогут разобраться в местной бизнес-экосистеме, подскажут контакты потенциальных партнеров и клиентов.
  • В технопарки: у них можно снять в аренду офис или помещение для других нужд.
  • В компании, которые предоставляют фидуциарные услуги: кроме предоставления номинального директора, они могут взять на себя налоговые и другие административные и бухгалтерские задачи.

Узнать о разных аспектах ведения бизнеса в Швейцарии можно из «Справочника инвестора» или у представителей Швейцарского центра содействия бизнесу при Посольстве Швейцарии в Москве. Если у вас есть бизнес-проект, который вы хотите развивать за рубежом, обратитесь к специалистам Швейцарского центра содействия бизнесу за бесплатной консультацией.